« Pony Up! «Make Love To The Judges With Your Eyes» | На главную страницу | Интервью: American Watercolor Movement »

Туда бы, да степ бы

На днях совершил одну маленькую, и, в общем, неудавшуюся провокацию, выложив в личном журнале три трека Марка Моргана, прокомментировав это словом «дабстеп». Что это было на самом деле? Ничто иное, как саундтрек к культовой игре Fallout 2, который этот самый Марк Морган и написал в 97-98-х годах. Даже не разобравшись, откуда корни растут, Алекандр muscience очень точно сказал, что это похоже скорее на «прогноз вырождения дабстепа — все это нагромождение пафоса, струнные под боком и прочая звуковая раздутость». Он был, безусловно, прав: все в итоге возвращается на круги своя, и сейчас, видимо, пошел второй круг британской гаражной электроники, который вполне может пойти по пути Massive Attack, закончив пафосом и саундтрековостью. Причем, в начале этого круга, в дабстепе, преобладает та же пост-апокалиптическая атмосфера, что в Fallout. Тем, кто игру не знает — поясню. Действие там происходит в 23 веке нашей эры, после атомной войны, на территории бывших Соединненых Штатов Америки. Естественно, разруха и сопуствующая апатия. Индустриальный мир в котором среди коряво восстановленных домов еле-теплится жизнь: жизнь наркоманов, шлюх, рабовладельцев и блуждающих одиночек. Марк Морган с удивительной точностью поймал эту атмосферу и создал, возможно, лучший саундтрек для компьютерных игр за всю историю: индустриальные перестукивания, эмбиентный гул, время от времени уклон в аскетичную электронику и шепоты на заднем плане,— что-то на грани трип-хопа и нью-эджа.

MP3: New Reno, Arroyo, Vault City. Саундтреки целиком есть на game-ost.ru.

Не знаю как вам, но мне это все сильно напоминает главную дабстеп пластинку года от Burial. Да и чем, собственно, этот пост-апокалиптический мир не окраины сегодняшнего Южного Лондона? Злая, опустошающая апатия свойственна и там, и там, и именно она лежит в основе сопутствующей музыки. Причем в обоих случаях за всем мраком таиться смутная, милипиздрического размера надежда, которая в итоге и может вырасти в «пафос со скрипочками». Впрочем, надежда эта уже начала расти, судя по другому альбому от двух продюсеров с противоположной окраины Лондона — Various «The World Is Gone».

Распространяться про сам альбом не буду, лучше прочтите рецензию Юрия Сапрыкина в последней «Афише» (скоро будет доступна на afisha.ru) или англоязычный текст Майка Вулфа на сайте Time Out New York (мой весьма вольный перевод рецензии через неделю можно будет прочесть и в московской версии журнала).

Важно вот что — Various не стали тянуть и сразу забежали немного вперед с пошлейшим приемом: к одному «модному и акутальному стилю» они приплюсовали другой — неофолк, что должно было, по сути, вылиться в отвратительную смесь. Но получилось наоборот: добавив живые элементы в мертворожденный (не как стиль по перспективе, а по звучанию) дабстеп, они отчасти подчеркнули всю его мрачность (хоть и с пафосом); а пресловутая надежда — тут она уже очень хорошо заметна, особенно в финальном треке про чероного ворона, переполненном какой-то первобытной (слава богу, не древнерусской) тоской.

MP3: Don't Ask, Soho, Fly.

Как оно часто бывает, круг не замкнулся, потому что вместо круга спираль. Но нужно признать что происходит нечто очень интересное, а спираль эта явно пошла на новый виток. Дабстеп хоронит мир, каким мы его знаем, читает молитву за упокой, но и жизнерадостная пьянка на поминках не за горами. И если вот таким макаром на поле тотального опустошения вырастет пышный цветок надежды (как после загробных речей Burial звучат женские пения на некоторых песнях на «The World Is Gone»), то это, как-никак, будет значимым достижением современной культуры. А мы уже давно ждем от нее чего-нибудь эдакого, да?